Ценителям символизма, религиозных и культурных традиций стоит обратить внимание на центральный Бангкок и его храмы.

Король Рама III был большим поклонником буддизма. Он жертвовал свои личные сбережения на строительство новых и восстановление более 20 старых храмов. Ват Ратчанаддарам Воравихан был построен по приказу короля в 1846 году в честь его внучки, Ее Королевского Высочества принцессы Соманас Вадханавади (1834-1852), которая впоследствии стала королевой Соманас Вадханавади при короле Раме IV. Король Рама III собственноручно разработал план и дизайн сооружения и поручил строительство этого храма Сомдету Чао Прайя Бором Маха Пичайят (Тас Буннга), который тогда еще был известен как Прайя Срипхитхат Ратчакоса. В отделке переднего фронтона Коронационного зала можно заметить изображением в форме сердца, символ принцессы Соманас Вадханавади. Ват Ратчанаддарам открыт с 8 утра до 5 вечера ежедневно. Вход свободный.

Восточный берег реки Чао Прайя, с которого началась история Бангкока носит название «Ко Раттанакосин», потому что это земля окружена водой и внешне похожа как остров. Его западная сторона примыкает к реке, а на востоке его огибает Канал Кхлонг Кхумуанг Доэм. Король Рама I, первый монарх династии Чакри, основал Бангкок на восточном берегу реки Чао Прайя в 1782 году в качестве новой столицы.

Строительство городского рва сопровождалось тремя стадиями расширения городской зоны Бангкока. Первый «ярус» городского рва был вырыт под канал Клонг Муанг Ху Доэм, который отделяет центральную часть Бангкока. Построенный в период Тон Бури, канал начинается в подножия моста Пхра Пинклао, Pinklao моста, поворачивает на восток и впадает в реку Чао Прайя у цветочного рынка Пак Клонг Талат.

Второй уровень городского рва, построенный в 1783 году, находился на месте канала Клонг Роб Крунг. Два канала, соединяющие городской ров периода Тон Бури, с каналом Клонг Роб Крунг, расположенным за Ватом Ратчанаддарам и Ватом Ратчабофит носят название «Клонг Лот» (что переводится как «прямые трубчатые каналы») из-за их формы. Третий «ярус» городского рва находился на месте канала Пхадунг Крунг Касем. Выкопанный в период правления короля Рамы IV, он уходит с севера на юг, начинаясь недалеко от рынка Тхевет и заканчиваясь у пирса Си Прайя.

В 1782 году Большой дворец был построен в центре города, здесь располагалось китайское сообщество. Его искусство и архитектура напоминают о величественном дворце эпохи Аюттайя. Помимо Большого дворца, в районе Раттанакосин расположены несколько других важных сооружений. Например, Бангкокская Городская колонна, которая считается сердцем Бангкока. Рядом находится Ват Пхра Четупхон Вимон Мангкхаларам, известный так же как “Ват Пхо”. В этом храме раньше находился первый тайский университет. Он также известен по всему миру своей школой традиционного массажа и фитотерапии.

Другая зона острова Раттанакосин расположена недалеко от Клонг Муанг Ху Доэм и канала Клонг Роб Крунг. В этой зоне, есть несколько значимых сооружений, в том числе Ват Ратчанаддарам и Ват Тхептхидарам. Оба храма были возведены при короле Раме III, за время правление которого было построено и восстановлено 69 храмов, как сообщил культурный эксперт Чулапхассорн Паномван На Аюдхайя во время недавней поездки, организованной туристическим центром Катчабури.

Внутри Ват-Ратчанадды расположено единственное сохранившееся во всем мире здание Лоха-Прасат (многоэтажное храмовое здание, построенное из металла). Расположенный поблизости Ват Тхептхидарам является образцом искусства Третьего Царствования, и именно здесь останавливался во время своего монашества знаменитый поэт Сутхорнпху.

Если вы хотите рассмотреть внутренний Бангкока вблизи – можете прогуляться либо вдоль Канала Муанг Ху Доэм Пак Клонг Талата, крупнейшего цветочного рынка Бангкока, или вдоль канала Роб Крунг до Ват Ратчанаддарам и Ват Тхептхидарам. Также рекомендуется посетить любой из музеев Ратчадамноен Кланг авеню. В конце дня, посетители могут заполнить пустые желудки различными местными блюдами, продающимися прямо на улице: тайской лапшой со всевозможными добавками, тайским супом “радна”, тайским “борщем” и дим самом. Бангкок готов предложить по-настоящему большой выбор уличной еды.

Название «Лоха-Прасат» происходит от древнего индийского названия верховного Будды и обозначает многоэтажное прямоугольное здание с металлическими башнями. В те времена в здании Лоха-Прасат жили монахи. Во всем мире существовало всего три таких сооружения.

Первый из них, Микарматху Прасат, был построен в Индии в храме Бупхарам в провинции Сравасти еще при жизни Великого Будды архитектором Вишакхоц Бутри, которая была одной из самых выдающихся женщин-последователей Будды. В этом двухэтажном сооружении Лоха-Прасат было 1000 комнат и золотых шпилей. Сегодня от него не осталось и следа. Второй был построен королем Дуттхагамани, правителем Анурадхапура в Шри-Ланке около 156 г. до н. Это было сооружение 50 м в ширину, 50 метров в глубину и 50 метров в высоту. Внутри было девять этажей и 1000 комнат с деревянными стенами, украшенными драгоценными камнями и слоновой костью, а также крышами из медных пластин. Во время царствования следующего короля, сооружение пострадало от пожара. Король Саддха Тисса (137 г. до н.э.-119 до н.э.) построил на том же месте новый храм. От этого семиэтажного строения в настоящее время остались лишь руины – около 1600 каменных столпов. Третий Лоха-Прасат до сих пор сохранился во всем великолепии в Ват Ратчанаддарам в Таиланде.

Многие люди считают городские столпы, сердцем города. Городские столпы, которые, как правило, выполнены из пород дерева, названия которых имеют благоприятные значения на тайском языке, например “Чайяпрык” (дерево победы) и “Ратчапрык” (дерево монархов). Король Рама I установил городской столп, выполненный из радужного эвкалипта, покрытый сандаловым деревом и украшенный золотым лаком. На его деревянном колпачке в форме лотоса имелось специальное отверстие, в которое устанавливался городской гороскоп. Столп был официально установлен 21 апреля 1782 года. Этот 4,7-метровый  столп возвышался на 2,7 метра над землей. После того как Король Рама IV взошел на престол в 1851 году, он увидел, что городской столп находится в ужасном состоянии, и к тому же он хотел заменить городской гороскоп и внести в него кое-какие правки. Он хорошо разбирался в астрологии, а также в точных науках и астрономии. В 1852 году он демонтировал старый городской столп и установил новый примерно на том же самом месте. Второй городской столп высотой 2,7 метра имел ядро из тикового дерева, покрытое шпоном из радужного эвкалипта. На вершине столпа было установлено несколько круговых ярусов. 1 мая того же года, Король поместил золотую надпись с новым городским гороскопом внутрь столпа. Данное сооружение было решено реконструировать в 1970 году, и за 1982-1986гг. святыня была восстановлена. В настоящее время оба городских столпа (старый и новый) установлены отделом изобразительных искусств на своих прежних местах.

Еще одна изюминка храма Ват Тхептхидарам – это жилое помещение для монахов, где знаменитый поэт Сунтхорнпху жил с 1839 по 1842 гг. в период своего 18-летнего монашества, за время которого он сочинил лирики на несколько томов. В одном из таких томов он описывает красоту сооружений и художественного оформления Ват Тхептхидарам. Внутри помещения находится статуя поэта и некоторые его личные вещи, такие как чаша для подаяний, книжный шкаф, стул и книги с его пометками. 26 июня каждого года, в храме проводятся торжества в честь Сунтхорнпху.

Храм Городского Столпа также является святилищем пяти духов-хранителей – Пхра Суа Муанга, Пхра Сонг Муанга, Пхра Канчайсри, Чао Пхор Четтакхупта и Чао Пхор Холклонга. Четыре статуи были выполнены из бронзы, а статуя Чао Пхор Четтакхупта была сделана из дерева и украшена позолотой во время правления короля Рамы I. Пхра Муанг Суа обеспечивает защиту на земле и воде, командует войсками и наблюдает за городом, гарантируя мир и безопасность, охраняя его от вторжений. Пхра Муанг Сонг контролирует работу государственной администрации и бюрократии, гарантируя народу счастье и процветание. Пхра Канчайсри служит Богу мертвых Пхра Йому. Его обязанностью является перемещение душ умерших в Царство мёртвых. Чао Пхор Четтакхупт также служит Богу мёртвых Пхра Йому. Он собирает информацию обо всех делах и поступках человека, чтобы передать её для ознакомления Пхра Йому. Чао Пхор Хорклонг является духом-опекуном, который несет ответственность за многие вещи на Земле, он ведет учет времени и предупреждает людей о пожаре или вражеском нашествии.

Помимо знаменитого Лежащего Будды, Ват Пхо может похвастаться 1360 мраморными надписями, которые в 2011 году были объявлены частью Мирового наследия ЮНЕСКО. Король Рама III хотел, чтобы Ват Пхо стал “центром знаний для людей во всех сферах жизни”. В 1830-е годы он повелел высечь на мраморных плитах коронационного зала и прилегающих павильонов более 1000 церковных и светских «знаний», собранных королеством. Зафиксированные таким образом «знания» можно разделить на восемь категорий, источником для них служат буддийские заповеди, литературные произведения и народные традиции. На этих удивительных табличках можно найти информацию о традиционной медицине, иллюстрации к стихам, портреты людей 32 национальностей и около 80 поз йогов-отшельников. Внутри храмового сооружения на сегодня сохранилось лишь 24 скульптуры отшельников.

 * Ват Тхептхидарам Воравхан был создан королем Рамой III в честь его старшей дочери, Её Королевского Высочества Принцессы Апсорн Судатхеп (чье имя переводится как “ангел”), которая  также лично приняла участие в строительстве храма. Вот почему царь назвал храм Ват Тхептхидарам (храм ангела). Благодаря страсти короля к китайскому искусству, в архитектурном дизайне и оформлении этого королевского храма отчетливо прослеживается влияние китайского символизма. Особенно стоит обратить внимание на молитвенный зал с огромным количеством статуй, изображающих сидящих или стоящих монахинь, которые как будто отдают дань уважения статуе Верховного Будды. Ват Тхептхидарам открыт с 8 утра до 5 вечера ежедневно. Вход свободный.

 

* Ват Пхра Четупхорн Вимон Мангхалам из Ват Пхо считается первым университетом Таиланда. Он был построен в период между 1688-1703 в эпоху Аюттайя. Его строительство длилось 16 лет и семь месяцев в период царствования короля Рамы III, в эпоху Раттанакосин. На внешних стенах Координационного зала можно заметить барельефы, изображающие знаменитого Рамакиена, жившего во время царствования короля Рамы III. Также стоит обратить внимание на группу из четырех пагод, символизирующих Короля Раму I, короля Раму II, короля Раму III и короля Раму IV в основании храма. Храм открыт с 8 утра до 5 вечера ежедневно. Для тайцев вход свободный, для иностранцев он стоит 100 бат.

 

по материалам: bangkokpost.com