Многим покажется, что место это жутковатое. Уже от надписи «Добро пожаловать в ад», которая красуется над входом, мурашки бегут по коже. Нужно сразу сказать, что в Таиланде нет понятия ада и рая. Буддисты верят, что существуют множественные параллельные миры людей, животных, богов, полубогов, духов и ужасные адские миры. Ад в понятии тайцев – это не черти со сковородками и у каждого он свой. Это – все те беды, болезни, потери, горести и неудачи, которые ты испытываешь и проходишь в течение жизни. В буддизме присутствуют понятия «реинкарнация» и «перерождение». Проще говоря: что посеешь в нынешней жизни, то и пожнешь в последующей. Так или иначе, после прогулки по храму-музею ада и рая, действительно отпадает всякое желание совершать недобрые поступки.
Аллея грешников: у каждого свой ад
В Вате Саен Сук тайцы создали некий религиозный микс из европейских представлений об аде/рае и буддистской мудрости. С высоты на всех смотрят два ужасающих чудища в скульптурном виде. Эти мужчина и женщина – основные грешники, которые как раз и сподвигают народ на всякие гадости. Вокруг них – множество существ с людскими телами и головами животных. Полузвери–получеловеки – это свидетельство того, что тебя ожидает после жизни. Гадать долго не приходится.
– Был козлом, козлом и остался, – шутит светловолосая посетительница.
– Вот-вот! Или свиньей! – поддерживает ее подруга.
Оказывается, что в тайском понимании все гораздо сложнее. Существа, имеющие голову козла, это те, кто при жизни губил природу, свинья – реинкарнация взяточников и коррупционеров. Жуликов после жизни ждет шкура лягушки, воры превратятся в обезьян, поджигатели – в змей, хулиганы станут крокодилами, а любители выпить – собаками. По поводу последних: тайцы действительно верят, что собака – это реинкарнация пьяниц. В Таиланде четвероногих друзей человека очень много. Их никто не отстреливает. Наоборот, все собак жалеют и подкармливают.
Повсюду множество демонов или слуг дьявола, которые расправляются с грешниками. Думается, что котлы с горячей смолой – не самое страшное, что может быть. Демоны бесконечное число раз готовы разрубить на части тела тех, кто неоднократно делал это при жизни. Им помогают еще и птицы, которые беспрерывно выклевывают внутренности убийц.
Ворам – отрубают руки, лгунам – вырывают языки, пьяницам продолжают безостановочно заливать в рот горячий алкоголь. Ужасающие наказания ждут женщин, которые при жизни вели неприличный образ жизни или делали аборты. Жулики, грабители, развратники, любители азартных игр и наркотиков – каждый получит по заслугам.
– А это что за торс с человеческим лицом? – удивляются посетители, недоуменно разглядывая скульптуру.
– Видимо, наказание транссексуалам за смену пола, – выдвигает кто-то версию.
Остается только предполагать… (вряд ли! Тайцы терпимее к таким вещам))
Народная мудрость: из черного не сделаешь белого
Аллея грешников заканчивается, как и во многих религиях и мифологиях, конечно же, раскаянием заблудших душ. Отчаявшиеся грешники пришли просить о милости у Будды.
После этого самое время попасть на аллею народной мудрости, если можно так сказать. Многочисленные скульптуры учат праведной жизни – жизни, которая ведет к просветлению, позволяя миновать адские миры.
Скульптуры, представленные здесь – это своеобразное выражение пословиц и поговорок. Правда, сразу и не догадаешься, что хотели сказать тайцы. Буддийская мудрость настолько глубока, что можно только поражаться тому, какой смысл вложен в то или иное изображение. А порой ваша фантазия выходит далеко за пределы того, что предположительно хотели донести до посетителей создатели Ват Саен Сука и вы начинаете искать собственные выводы.
Маленький человечек, который катит в гору огромную бочку – символизирует людей, тянущих по жизни непосильную ношу. Проще говоря: взялся за гуж, не говори, что не дюж. А если тяжело, стоит ли тащить?
Кто бы мог подумать, что мужчина с двумя рыбами в руках – это своеобразная интерпретация нашей поговорки «за двумя зайцами». И не важно, что зайцы в итоге разбегутся в разные стороны, или тебе не удастся удержать в руках скользкие рыбины, от перемены мест слагаемых, как говорится, смыл не меняется.
«Всякая козявка лезет в букашки», – гласит русская поговорка. А может быть в лягушки? Тайцы решили именно так. Жаба, сидящая в шатре, которую вынуждены нести на руках люди – это не что иное, как символ зазнайства. А коли уж выбрался « из грязи в князи» веди себя достойно, будь скромнее, « не возносись высоко, а то падать больно» – какой масштабный смысл хранит в себе, казалось бы, незамысловатая скульптура.
Не зря, видимо, два схожих изображения помещены рядом. На одном из них мужчина снимает шкуру с быка, а рядом стоят полицейские с оружием в руках. Короче говоря: застали на месте преступления. И как ни оправдывайся дурной поступок в хороший не обернуть. То есть «из черного не сделаешь белого». «Сколько ни некай, а уличат — так некуда деваться будет». На другой скульптуре – мужчина прикрывает лопухом тело огромного слона. Хотя, ничем не прикрыть большое зло, «как ни крой, а швы наружу выйдут».
О тяжести хранимой тайны говорит изображение человека на кресте, который по самый рот находится в воде. Не может он сказать ничего, хотя непосильным грузом легла тайна на его плечи и тянет его ко дну. И как бы ни старались окружающие отчерпать воду – эта мизерная помощь его не спасет.
Что может быть общего между мужчиной, у которого над головой возвышается змея, петухом и женщиной, расчесывающей волосы? Змея – символ мудрости, это говорит о том, что мужчина далеко не молод, зато умен, петух символизирует юнца, который пестрит перед женщиной своим опереньем и пытается привлечь ее только лишь внешним видом, а юная девушка прихорашивается, чтобы всегда выглядеть привлекательной, но при этом ей приходится выбирать между одежкой и умом. То бишь, «встречают по одежке, а провожают по уму».
Никогда не догадаетесь, что могут символизировать женщина и мужчина, сидящие в лодке. Первая мысль: это что-то об отношениях между полами. На самом деле, тут речь идет о дружбе. Один друг только поддакивает и указывает, а другой гребет, работает. Какая же это дружба, когда один за счет другого выезжает? Вывод напрашивается сам собой: друг познается в беде.
– А почему собакам хвосты отрубают? – интересуется кто-то из посетителей. Действительно, в Таиланде очень много кошек и собак с укороченными хвостами. Тайцы считают, что на хвосте животное приносит несчастье, поэтому и пытаются его укоротить. Но смысл этой скульптуры в храме Ват Саен Сук куда глубже: хвост символизирует некую привязанность и ответственность человека перед родными и близкими. Кто его лишился, тому все равно: «чего не знаешь, за то не отвечаешь».
Очищение: делать добро при жизни
После прогулки по своеобразному «аду» хочется как можно скорее выбраться к свету. – Где же рай? – задаются вопросом посетители.
Чтобы заслужить лучшую участь в следующем перерождении жители страны улыбок при жизни стремятся делать хорошие дела. Как принято говорить в Таиланде, чистят карму. Поэтому во всех храмах, принято приносить подарки монахам, оставлять подаяния и… кого-нибудь кормить. А еще можно выпустить рыбку, змейку или птичку на волю. Это уже на ваше усмотрение. Змейка, конечно же, станет законным обитателем священного пруда. А птичка вернется к хозяевам, чтобы в очередной раз послужить кому-то в сотворении доброго дела.
Пруд Вата Саен Сук просто кишит всевозможными обитателями. Здесь и огромные усатые сомы, которые с удовольствием лакомятся свежими булками. На самом деле булки настолько хороши, что порой туристы не прочь отведать их сами. С не меньшим аппетитом хлебушек едят и прозорливые черепашки, которых можно покормить здесь с рук, чем с удовольствием занимаются не только дети, но и взрослые. Не прочь отведать хлебных крошек и воркующие голуби.
После добрых дел на душе становится гораздо светлее. Появляется чувство умиротворения и спокойствия. Действительно начинают посещать мысли о быстротечности жизни.
– Нет, грешить больше не хочется, – улыбаются туристы.
На добрые мысли наводит и аллея, посвященная Будде, где в скульптурном виде изображена вся его жизнь. Как и в каждом храме в музее ада и рая живут монахи, которым миряне приносят подарки.
Напоследок осталось потереть по животику смеющегося Будду-весельчака – Хотея. Непременно следует бросить ему в пупок монетку и загадать желание. Тут же ловкачи начинают соревноваться в меткости: кто быстрее попадет монеткой в пупок.
А на выходе из Вата Суен Сук раздаются песнопения – это мантры. От этих звуков становится совсем спокойно, будто на тебя нахлынула волна безмятежности, омыла и очистила от суеты и мелочности повседневной жизни.
Оксана Щербина
По материалам журнала “Азия“, 2014