Таиланд – земля Будды. Об этом говорят тысячи материальных воплощений Великого учителя, окружающие нас не только в буддийских храмах. Однако сам Будда сдерживал стремление учеников создавать его изображения, действительно важным он считал материальное воплощение  колеса Сансары как вечного напоминания главного Закона Дхармы.

По историческим свидетельствам, первые изображения Будды появляются довольно поздно, примерно в I-III вв. н.э. Появившиеся статуи создавались в помощь  живым существам и являлись напоминанием о цели духовного пути. При этом облик Будды подчинялся канону телесных «признаков Великого Человека». Это так называемые 32 больших признака и 80 малых – особенности тела, которыми больше никто не обладает. Описываются они в специальных текстах. Буддисты считают, что их очень важно знать, учитывая, что к изображению Пробужденного принято относиться с  величайшим почтением. Ведь считается, что через изображение устанавливается связь с тем, кто изображен.

Существует общее для всех  изображение Будды значение- оно призвано вселять чувство покоя и служить напоминанием , что каждый может достичь того же счастья, которое испытал великий Учитель. Но существуют так же изображения Будды, выбранные древними буддистскими монахами, которые представляют те или иные события его жизни. Одним из канонических изображений обозначается каждый из семи дней недели: считается, что в определенный день недели произошло важное событие в жизни Учителя. Для тайца очень важно знать не столько дату, месяц или год, сколько день недели своего рождения.  От этого будет зависеть, какой Будда станет покровителем его жизни. Как правило, «недельный» ряд изображений начинается с «воскресного» Будды.

Увидеть весь ряд таких изображений Будды можно в буддийском храме.

 По легенде, первым изображением Будды Шакьямуни считается его скульптурный образ Чандана Прабху. Буддисты считают, что эта реально существующая скульптура из сандала создана небесным мастером в стране Тридцати трех небожителей (на вершине мировой горы Сумеру) во время проповеди тем Будды. Поскольку от тела Шакьямуни исходило нестерпимое сияние, мастер делал изображение по отражению в водах небесного Ганга – так объясняют покрывающие скульптуру линии, похожих на водную рябь.

Воскресенье

Будда в печальном размышлении.

Будда, погруженный в сосредоточенное размышление, стоит с опущенными руками. Они сложены на животе таким образом, что правая рука покрывает левую. Глаза его открыты.

Оставшись в одиночестве, семь дней Будда восседал под деревом бодхи, испытывая радость и блаженство в освобождении от мирских дел и забот. В начале следующей  недели своего уединения Будда встал, сделал шаг в сторону северо-востока от дерева, и так и продолжал стоять – очень спокойно, не двигаясь. Ни разу не моргнув, он смотрел на дерево в течение всех семи дней. Так он познал страдания всего живого на земле. И даже того дерева, под которым сидел так много дней.

Понедельник

Будда, избавляющий от бедствий

Будда стоит, его левая рука опущена вдоль тела, правая рука поднята на уровень груди, при этом ладонь обращена наружу – это жест предотвращения зла.

Однажды на долю жителей города Вайсали выпали тяжелые беды и страдания. Дождей, питающих рисовые поля, не было, и из-за этой засухи начался страшный голод, который не пощадил ни тех, кто без устали трудился, ни тех, кто предавался лени. Дома пустели, а дороги, площади и река полнились телами погибавших от истощения и жажды людей. В городе воцарились разруха и страшная болезнь. Демоны проникли в город и стали пожирать лежащие повсюду тела. Так жители Вайсали столкнулись с тремя бедствиями – нищетой, болезнью и кровожадными демонами. Многие в страхе и горе бежали в другие города и деревни.

Король Вайсали считал себя повинным в творившемся с его городом ужасе, ибо не раз преступал он обычаи, предписываемые королю. Но даже призванные мудрецы не смогли исправить нарушения и спасти город. Бессильные, они могли лишь истово молиться богам о помощи.  Но однажды король услышал от своих министров такой совет. «В ашраме у города Раджариха остановился Будда, чей разум чист и свободен от низких страстей, а сердце полно сострадания к человеку. Просветленный, учитель  всех – и богов, и людей, он обладает удивительной силой. Если мы попросим его посетить наш город, три зла будут побеждены!» Услышав эти слова, король Личави немедленно отправил гонцов к королю Раджарихи Бимбисаре, покровителю Будды, и к самому Учителю, чтобы сделать подношения и смиренно просить о чудесной помощи. Приняв путников и выслушав их, и истово верующий Бимбисара, и Будда собрались в путь. Шли они пять дней, делая остановки только для того, чтобы составить маршрут. Вместе с ними были еще пятьсот монахов.

Прибыв в Вайсали, Будда остановился и стал смотреть в небо, не шевелясь и сосредотачивая свои сверхъестественные силы, которые он накопил за все свои бесчисленные предыдущие воплощения. И вот, на западе появились огромные тучи, которые  начали двигаться к городу. Пророкотал сильнейший гром, вспыхнули молнии, и пролился такой яростный ливень, как будто он хотел смыть все с лица земли. Он заполнил водой каналы, и городом овладели неистовые потоки воды, увлекающие за собой вдаль мертвые тела людей и животных. Когда ливень утих, земля снова стала чистой, а воздух свежим и легким. В этот же вечер Ананда, любимый ученик Будды, отправился ходить по городским улицам и читать вслух наставления своего учителя, чтобы окончательно разогнать беды, терзавшие Вайсали.

После этого Ананда привел всех освобожденных  от страданий жителей к Будде. Благословенный рассказал им о своем учении, начав с проповеди, в которой говорил о причине всех страданий, и закончив изложением Четырех Благородных Истин. Люди были исполнены счастья и благоговения, и с тех пор почти все они стали последователями учения Будды. После семидневного чтения проповедей, убедившись в том, что три бедствия совершенно уничтожены, а люди счастливы, Будда отправился обратно в Раджариху.

Вторник

Возлежащий Будда

Будда изображен лежащим на правом боку. Его левая рука вытянута вдоль тела. Правая рука поддерживает голову, правая ладонь подложена под голову.

Когда Будда посетил ашрам в Савасти, некто Асуриндараху, очень важная персона в королевстве гигантов, решил посетить великого учителя. Однако, будучи очень гордым своим размером, он не хотел склонять голову перед Буддой. Во время медитации Будде раскрылось высокомерие гиганта. Он предупредил Ананду: «Сегодня я жду, что придет  Асуриндараху. Не мог бы ты подготовить просторное и приятное место и поставить мое ложе туда? Мне нужно устроиться так, чтобы гигант мог меня хорошо видеть». Перед самым приходом гиганта Будда лег так, что казалось – он гораздо больше самого гиганта. Впрочем, этот мираж предназначался только для Асуриндараху. Тот был несказанно поражен, когда увидел, что он меньше даже одной лишь стопы Будды. Вместо того чтобы нависнуть над Буддой с высоты своего роста, он восхищенно осознал превосходство и совершенство Будды и послушно приклонился перед ним в знак уважения и почитания. Будда сердечно наставлял его: «Естественно, не стоит беспрекословно верить чему-либо без предварительного размышления об этом. Ты прав в том, что ты больше чем любое живое существо в твоем королевстве. Но задумывался ли ты о том, что за его пределами может быть нечто, стократ превосходящее тебя? Ты похож на рыбу, плещущуюся в болоте, гордую тем, что она самая большая – лишь потому, что она никогда не плавала в океане. Асуриндараху, любой небесный ангел больше, чем ты.  Если ты желаешь их увидеть, я могу сопроводить тебя в их царство».  Когда они появились там, мириады ангелов приветствовали их. Поняв, что ангелы в сто, тысячу раз больше него, но все же меньше чем Будда, Асуриндараху задрожал от страха и спрятался за спиной Будды, как паук, карабкающийся по краю его одежды. Брахма спросил Будду, короля каких существ он привел с собой? Будда ответил, что это Асуриндараху, который гордился тем, что он больше любого из живых существ, и был он приведен сюда, чтобы увидеть тех, кто действительно огромен. Также он отметил, что гигант одержим своим высокомерием и выказывал свое пренебрежение и оскорблял других. «Он ведет себя как нуждающийся человек, у которого есть лишь одна монета, и он уверяет всех в том, что богат; или как невежественный человек, кичащийся своими скудными знаниями», – говорил Будда. После Будда привел Асуриндараху обратно на землю. Гигант был пристыжен и покорен Будде и, прежде чем отправиться в обратный путь в свое королевство, сделал глубочайший поклон перед Буддой.

Среда (утро)

Будда, держащий чашу для подаяний

Будда стоит, его ноги сведены вместе, в руках на уровне живота он держит чашу для подаяний.

Прошло много времени, после того как Будда покинул родной город Капилавасту. Однажды к нему пришла весть о глубоко тоскующем по нему отце, и Будда решил посетить его. И именно в Капилавасту Будда в первый раз демонстрировал свою чудесную силу. Он проповедовал, то взмывая в воздух, то создавая ярко-красный дождь, который окрашивал одежды только нечестивых и злых людей, то рассказывал притчи о своих прошлых перерождениях. Будда шел по городу с чашей для подаяния в окружении множества людей, восхищенных его словами и его необычайно прекрасным обликом, но одновременно и удивленными его поведением. Почему же царевич Сидхартха просит милостыню, как какой-нибудь нищий? Уличная суета донеслась и до дворца, и, услыхав о том, что делает его сын, царь Суддходана оставил дворец и направился к нему с вопросом:

– Что же ты делаешь? Как можешь ты просить милостыню? Ведь ты знаешь, что я жду вас во дворце – и тебя, и твоих учеников!

– Я должен просить милостыню, – ответил Будда. – Я должен подчиняться Закону.

– Ты принадлежишь царскому роду!  – сказал отец. – И ни один из сакьев никогда не был нищим.

– Это ты принадлежишь к племени сакьев. Я же, царь Суддходана, стал Буддой. Я познал путь, ведущий к освобождению. Я понял красоту милосердия, я понял радость самопожертвования. Учись отличать настоящую добродетель, не прельщайся  фальшивой; учись узнавать истинный путь, не соблазняясь ложным. Не мешай моему делу. Будь широк во взгляд, будь скор в понимании, следуй святому пути добродетели.

Царь Суддходана упал к его ногам – ведь теперь он полностью поверил в учение Будду. Благословенный улыбнулся, затем вошел во дворец и занял место за приготовленным столом.

Среда (вечер)

Отдохновение вместе с обезьяной и слоном

Будда сидит (на западный манер), левая рука лежит на бедре. Правая рука на колене, ее  ладонь обращена вниз, чтобы принять подношения от обезьяны и слона, сидящих у его ног.

Среди учеников Будды были нередки споры и ссоры, и вот, однажды, очутившись в городе Косамби, Учитель уединился ото всех в глубине тихого красивого леса. Он слишком устал от утомляющих распрей своих учеников. Узнав, что в их лес пришел Пробужденный, слон и обезьяна пришли выразить ему свое почтение, и принесли в дар пищу и воду. Они поклонились ему в знак глубочайшего почтения, и обезьяна подала Учителю медовые соты, а слон протянул сосуд с водой.

Четверг

Медитация

Будда сидит в позе лотоса, ноги скрещены, руки вверх ладонями лежат на ногах – правая рука над левой.

Когда Будда, сидя под деревом Бодхи, преодолел искушения и сомнения, преграждающие путь к просветлению, его медитация была в высшей степени напряженной – столь сильно Будда желал постичь законы всего сущего. И он прошел через четыре уровня медитации.

В течение первой стражи  (18.00-21.00) он вспомнил опыт всех предыдущих своих перерождений. Во вторую стражу (с 21 часа до полуночи), он овладел божественной способностью проницать суть вещей, а также знанием о рождении и смерти человеческих существ и животных, и увидел их, покидающих один мир и перерождавшихся в другом.

Используя свой божественный интеллект, Будда преодолел свои желания в финальные часы медитации (от полуночи до 3 часов ночи), и продолжал познавать закон зависимого происхождения (цепь причин и следствий) и природу отчаяния, уныния, желания и страстей, пока не достиг просветления на рассвете. Когда это случилось, земля содрогнулась, и распустились тысячи цветов. Все боги приветствовали просветленного Будду и украсили его цветочными гирляндами в знак своего уважения. Они пели:

– Наконец пришел тот, кто принесет свет миру, пришел тот, кто защитит мир! Слепые глазницы Вселенной наконец-то прозрели, их заполнил яркий свет. О Победитель, ты утолишь жажду всех созданий. Ведомые светом Закона, смертные достигнут берегов избавления. Ты принял этот светильник, иди же теперь и рассекай тьму!

Так к восходу солнца благороднейший из людей стал Буддой.

Пятница.

Созерцание.

Будда стоит, руки его скрещены на груди, правая ладонь закрывает левую.

После просветления Будду посетили двое братьев купцов, Трапуша и Бхаллика, которым выпала великая честь первыми поднести ему пищу. Они стали первыми, кто начал исповедовать веру в учение Будды и в закон. Но после их ухода Будда стал размышлять о том, как ему распространить свое знание.  Его одолевали сомнения: как люди, живущие во власти своих желаний и удовлетворенные своей жизнью,  смогут понять цепь причин и результатов? Быть может, его даже никто не станет слушать. Ведь тогда это для него лишь усталость и изнурение. «Истина останется сокрытой от тех, кем правит желание и ненависть. Обычный ум не обретет истины», – думал Будда. Поэтому у Будды не было стремления проповедовать свое учение. Тогда бог Брахма, узнавший о мыслях таких, посоветовался с другими богами и появился перед Буддой. Он взывал к милосердию и жалости к несчастным, испытывающим муки рождения и старости, о силе обретенного им знания, перед которым склоняются даже боги. «Пусть Закон пылает, словно факел. Пусть, подобно освежающему дождю, упадет на высохшую землю. Ты, подобный звезде среди людей, ты один можешь разорвать круг рождения и смерти. Взгляни, я у твоих ног и умоляю тебя во имя всех Богов!»

Следующими были размышления Будды: «Среди лотосов, цветущих в пруду, есть такие, что остаются под водой, есть и такие, что поднимаются к поверхности, а некоторые вырастают настолько высокими, что их лепестки не касаются поверхности воды. В мире я видел хороших и плохих людей. Одни отличаются острым умом, другие – тупостью. Были среди них и благородные, и бесчестные. Кто-то поймет меня, кто-то нет, но я буду испытывать сострадание ко всем. Я думал о своей усталости и боялся тщетных усилий, но жалость пересилила все соображения. Я принял решение – я буду проповедовать Закон всем созданиям».

Суббота

Будда под защитой Нага

Будда сидит в позе медитации, а над его головой Нага расправил свой капюшон. Существует два варианта «субботних» изображений Будды: в одних он сидит на кольцах, образованных телом свернувшегося Нага, в других Нага обвился вокруг  Будды, укрыв его тело почти по плечи.

В пятую неделю уединения у дерева бодхи Будда оставался под деревом. Но внезапно подул пронизывающий ветер и пролился холодный дождь. Тогда Нага, царь змей, сказал себе: «Благословенный не должен страдать от дождя и холода!» Он покинул свою нору и семь раз свернулся кольцом вокруг Будды, а над головой его расправил свой капюшон. Когда непогода прекратилась, Нага расправил тело и превратился в юношу, который поклонился Будде в знак своего глубокого почтения. А Будда наградил его такими словами: «Человек, постигший суть жизни, ведущий праведный, добродетельный образ жизни, избавившийся от страстей, и, отделившийся от существования,  будет счастливейшим из живых существ».